Анализ
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического
управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и
целей организации, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей
организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание
баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация
вовлечена в три процесса:
получение ресурсов из внешней среды (вход);
превращение ресурсов в продукт (преобразование);
передача продукта во внешнюю среду (выход). Управление призвано
обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается
этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко
усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как
раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического
управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
макроокружения;
непосредственного окружения; внутренней среды организации.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может
рассчитывать организация, если она успешно поведет работу, и на то,
какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить
негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики,
правового регулирования и управления, политических процессов, природной
среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества,
научно-технического и технологического развития общества,
инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным
компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на
который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе
достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше
уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е.
определить смысл и направления деятельности организации. Исключительно
важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию
для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим
членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях,
обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
кадры организации, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
организация управления;
производство, включающее организационные, операционные
и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;.
финансы организации;
маркетинг;
организационная культура.
Определение миссии и целей
Ранее было сказано, что одной из ключевых задач управлёния является
поддержание баланса между входом и выходом организации. Другой не менее
важной задачей управления является установление баланса интересов
различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в
функционировании организации и оказывающих влияние на характер,
содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов
определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию
в виде миссии и целей.
Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как
один из процессов стратегического управления, состоит из трех
подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно
ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии
организации, которая в концентрированной форме выражает смысл ее
существования и предназначения. Миссия придает организации
оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет
подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть
стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных
целей. Формирование миссии и установление целей организации приводят к
тому, что становится ясным, для чего она функционирует и к чему она
стремится.
|